Как антикоррозийная обработка труб способна уменьшить экологические риски компаний при добыче нефти и снизить ее себестоимость, РБК+ рассказал генеральный директор компании Majorpack Вячеслав Сосинский.
— Насколько развит вРоссии рынок защитного иантикоррозийного покрытия для нефтедобывающего оборудования?
— Антикоррозийное покрытие предназначено для работы вагрессивной среде. Нефтяники называют это осложненным фондом— когда есть какие-то причины, приводящие кавариям, снижению дебита ипрочим потерям. Осложнения характеризуются коррозией металлических изделий или сопровождаются асфальтосмолопарафиновыми отложениями (АСПО). Если говорить про условия добычи вРоссии, тос учетом качества нефти итемпературных режимов, парафиновые отложения— это очень большая проблема Западной иВосточной Сибири. Стакими осложнениями приходится иметь дело очень многим НГДУ— нефтегазодобывающим управлениям.
Рынок защиты насосно-компрессорных труб (НКТ), скоторыми мыработаем, начал складываться относительно недавно— лет 7-10 назад нефтяники стали активно внедрять свои производственные программы пообработке труб. Исегодня до20% всех новых насосно-компрессорных труб передтем, как ихиспользовать вскважинах, обрабатывают откоррозии иАСПО. Это далеко непредел, ипо нашим оценкам, этот рынок продолжает динамично расти.
— Какова потребность втаком продукте иуслугах нанефтесервисном рынке?
— В России из-за роста доли трудноизвлекаемых запасов нефти все чаще применяются методы добычи, при которых используются химические составы, применяются различные интенсивные процедуры, например, такие, как повышение давления впласте. Все это приводит кповышению активности коррозионных процессов. Насегодня встране, поофициальным данным, средняя обводненность скважин составляет до80−90%. Аводная среда— это потенциальный электролит, при попадании газа может образовываться кислота. Это также активизирует процесс коррозии. Получается, что чем больше будут применяться вбурении идобыче интенсивные технологии, тем больше трубы будут нуждаться вспециальной обработке, технологиях защитыНКТ. Мывидим это ина примереСША, куда продаем свою продукцию: там большинство скважин работает восложненных условиях, при интенсивных методах добычи. Уних встречаются такие скважины, где обычная черная незащищенная труба работает четыре месяца именьше, тоесть они три раза вгод вынуждены менять всю подвеску.
— Как антикоррозийные решения соотносятся сэкологической повесткой?
— Это очень важный момент, новое понимание того, что все больше ибольше при оценке влияния наокружающую среду накаждом промежуточном этапе надо подсчитывать так называемый углеродный след конечного продукта. Мыявляемся участниками процесса создания такого конечного продукта, как добытая нефть. Соответственно, если при эксплуатации труб втечение, например, десятилет, пришлось поменять всю подвеску нетри раза, аодин раз или ниразу— атак происходит вслучае применения наших покрытий— тонаш вклад вснижение углеродного следа можно считать очень серьезным. Большая разница ввоздействии наокружающую среду: понадобились нетри, аодин капитальный ремонт скважин, не60тонн труб использовать для ремонта, авсего 20тонн. Кроме того, защищенные трубы снижают аварийность, потенциальный ущерб отаварии также меньше, тоже самое можно сказать оразливе нефти, выбросах сопутствующего газа. Поэтому чем больше нефтяные компании будут всерьез думать ирассчитывать программы декарбонизации, тем наш вклад будет активнее расти вэтих программах.
— Помогаютли такие покрытия оптимизировать производственные затраты вкомпаниях нефтегазовой отрасли?
— Главное, что мынесем нашим клиентам— это снижение затрат при добыче нефти. Мыуменьшаем явные потери, возникающие из-за коррозии металла, аэто явление присуще всем этапам производства конечного продукта. Как только трубу назаводе произвели, она сразу начинает коррозировать, после того, как она попадает вжидкую агрессивную среду, вскважину, эти процессы многократно усиливаются. Соответственно, довольно большая часть операционного бюджета при добыче углеводородов— это затраты, связанные стекущим капитальным ремонтом или очисткой ототложений колонн насосно-компрессорных труб. Понашим оценкам, мыснижаем затраты, связанные сколонной НКТ для нефтяных компаний, в3−15раз. Ав период снижения цен нанефть это особенно чувствительно.
— Соизмеримли технологический уровень российских компаний попроизводству антикоррозийной продукции стехнологиями, применяемыми наглобальном рынке?
— Мы развиваем две технологии. Первая— Majorpack MPLAG — внутреннее полимерное покрытие. Вторая— это дуплексное покрытие наоснове термодиффузионного цинкования. Технология внутреннего полимерного покрытия широко применяется вмире ихорошо известна втрадиционных регионах добычи нефти уже более 50лет. Хочу отметить, что унас получилось очень эффективное импортозамещение. Сегодня наши технологии соответствуют потребностям российских месторождений, они решают тепроблемы, которые должны решать. При этом они значительно дешевле европейских или американских.
Вторая наша технология— Majorpack MPAG — находится впаритете или даже превосходит ведущие зарубежные решения. Мыведем продажи вСША, это говорит отом, что наша технология невчерашний день.
— Насколько конкурентна ваша продукция нарынкеСША, где выработаете?
— На рынок США мывышли около трех лет назад. Примерно два года назад начались первые инсталляции, первые установки труб, покрытых понашей технологии. Как яуже говорил, ввыпуске покрытий набазе термодиффузионного цинкования унас конкурентовнет. Мыконкурируем сметодами защитыНКТ, которые делают излегированных сплавов.
Вообще рынок нефтесервисных услуг вСША, вРоссии иво всех странах мира отличает высокий уровень консерватизма. Это понятно иправильно: цена вопроса очень высока. Иот тех технологий, которые себя хорошо зарекомендовали, отказываются нелегко. Тем неменее задва года вСША мыв семи компаниях провели опытно-промысловые испытания. Пять изних насегодня посчитали применение нашей продукции эффективным иэкономически целесообразным. Аодна, входящая впятерку крупнейших мировых производителей нефти,
стала нашим постоянным клиентом. Мыведем отгрузки для них ежемесячно. Ядумаю, что еслибы нете негативные процессы, которые повлияли нарынок добычи инефтесервисных услуг вэтом году, тоуровень потребления нашего топового продукта вСША вследующем году ужебы сравнялся суровнем потребления вРоссии. Теперь, думаю, нам для этого понадобится ещегод.
— Как выоцениваете уровень конкуренции навнутреннем рынке?
— Конкуренция вэтой сфере вРоссии осложненатем, что технологии антикоррозийных покрытий сложны для внедрения. Кажется, взять трубу иокрасить еевнутри нетак сложно. Носделать продукт стабильно качественным— очень сложно. Насегодняшний день нароссийском рынке кроме нас работают всего 4-5 компаний. Засчет высокого уровня автоматизации искорости линий мыпредлагаем продукцию Majorpack по самым выгодным ценам. Еще одна особенность втом, что мыпредлагаем продукт мирового уровня, нокастомизированный под российские условия. Это связано сполностью интегрированой цепочкой отразработки допроизводства: мысами разрабатываем рецепт полимеров, технологии нанесения, необходимое оборудование. Иэтап отразработки довнедрения унас занимает меньше времени, чем удругих.
Кроме того, очень большое внимание мыуделяем клиентской работе. Ежедневно мысвоим клиентам отправляем более 3тыс. труб. Это очень серьезный грузопоток. Поэтому насебя мыберем нетолько проблемы, связанные соскважиной, месторождением, нос логистикой идоставкой.